Уважаемые учителя искусства, как бы Вы ответили бы на вопрос «Зачем дети изучают искусство в школе?». Ответили? Я уверена, Вы видите, что общение детей с искусством гораздо шире, чем только для того чтобы знать разные виды искусства. Конечно же, это мы с Вами, дорогие коллеги, знаем об этом и детям говорим об этом.

Какой ответ на тот же вопрос мы услышали бы от своих коллег, учителей других предметных областей? Предполагаю, другой. Конечно же, их ответ зависит от имеющегося у них опыта общения с искусством. А он не всегда в пользу общения с искусством. Получается так, наши дети находятся «между двух огней», а это не в пользу самих детей.

Музыка, изобразительное искусство, литература – все это искусство, т.е. чувственные учебные дисциплины. Но мы, учителя, можем преподавать их как научные дисциплины об искусстве. Думаете это не так? Преподавать искусство сложно, здесь недостаточно знания фактов или средств художественной выразительности, нужно понимать и уметь открыть детям, что они выражают. Вспомним требование Я. Каменского о том, что, чувственные предметы должны быть правильно представлены наши чувствам, дабы они могли быть правильно восприняты. Важно не стать в позицию психотерапевта и не уйти в пространные размышления, типа «что вы чувствуете», «что хотел сказать нам автор произведения». Как же могут дружить разные виды искусств в едином образовательном процессе? На страничке «концептуальные идеи» есть статья Медковой Е. С., познакомьтесь, возможно, автор поможет Вам найти какие-то собственные идеи и сформулировать предложения.

Давайте посмотрим, в каких предметных областях в основной школе (не берем во внимание внеурочную деятельность) есть присутствие искусства. Русский язык, иностранные языки – есть, история – точно есть, естественно-научные дисциплины – вспомним о проф. химии Д. П. Бородине, А. Энштейне со скрипкой в руках и др., физическая культура – конечно же, гимны. Этот небольшой экскурс по предметным областям свидетельствует о том, что искусство дружественно проникает в различные области образовательной деятельности. Как в реалиях педагогической практики это может быть реализовано?

Данные факты говорят о том, что дружба различных предметных областей с искусством придает образовательной деятельности совершенно определенное качество, что выражается в таких измерениях как духовность, творческость, гармоничность, эстетичность, этичность, патриотизм. Не к этому ли качеству ориентируют нас образовательные стандарты? Что же делать, чтобы у наших детей было художественное детство, чтобы мы учителя, не ставили детей перед ситуацией выбора ЗА искусство или ПРОТИВ? Готовы ли мы сами, учителя искусства, к интеграции с другими предметными областями? Предлагаю поделиться своими размышлениями. Может быть, такая работа придаст новое качество предметной области «Искусство» и всему современному образованию?