Участниками данного регионального мероприятия стали учащиеся 5-11 классов и учителя математики и информатики образовательных учреждений среднего звена (школы, лицеи, гимназии) и техникума по Волгоградской области. Конкурсный отбор прошли 218 работ учащихся и 41 работ учителей, из которых 29 ‒ «Открытый урок по геометрии» и 12 ‒ «Методическая работа с логической структурой геометрических утверждений».

В рамках данного мероприятия учащимися были созданы проекты, в которых они постарались привести многообразие различных способов решения одной задачи. С одной стороны, в конкурсных работах, согласно положению, участники должны были привести план решения задачи перед описанием каждого способа ее решения. Нередко, учащиеся, решая математические задачи, в том числе геометрические, не выстраивают четкого плана. Решение становится путанным, необоснованным, а зачастую избыточным. К сожалению, не все участники конкурса обратили внимание на это требование (просто его проигнорировали) и привели решения задач, не выстраивая четкую цепочку рассуждений (план). С другой стороны, работа над созданием такого проекта позволяет систематизировать накопленные знания по геометрии и задуматься над понятием «рациональности» в числовом эквиваленте по факту проведения небольшого исследования, о котором также говорится в положении конкурса. И здесь участники конкурса (их довольно много) не сделали этого. Многие ученики искренне не понимают почему при правильном решении задачи учителя математики снижают оценки, не ставят максимальную. Им кажется, что раз правильно, то «годится» и оценка должны быть отличной. Данный конкурс, помимо нацеленности на развитие алгоритмического мышления школьников и систематизации накопленных знаний, должен способствовать развитию стремления учащихся искать рациональные решения, а это имеет немаловажное значение для развития личности ребенка. В целом работы учащихся хорошие, содержательные и аккуратные. Конечно, есть и совпадающие на 100 % (порядковое перестроение кусков работы, изменение темы презентации (фона, цвета, шрифта и пр.) не могут скрыть их заимствование различными авторами проектов из одного источника!!!).

В конкурсе «Методическая работа с логической структурой геометрических утверждений» оценивание работ (их, к сожалению, немного) проводилось без учета задания о логическом преобразовании структуры. Имелось ввиду, что учитель на подготовительном этапе может изменять логическую структуру определения или теоремы не только путем «перегруппировки» (применения ассоциативного или сочетательного закона конъюнкции), но путем равносильного преобразования логических связок.

zadanie.JPG

Основная часть конкурсных работ по разработке открытого урока по геометрии выполнена достаточно хорошо. Однако, были выявлены недостатки в пунктах целеполагания (например, формирование логического мышления – дидактическая цель урока); мотивации (хорошая цитата или словесное указание на значимость темы без предъявления математических задач не могут хорошо мотивировать познавательную активность учащихся); практической составляющей (иногда задачный материал урока проигрывает задачному материалу в домашней работе или вовсе задачи отличаются друг от друга числовыми данными и пр.); довольно часто в технологической карте урока перечисляются технические и программные средства, а четкого описания их использования нет; пр.

В целом конкурс получился содержательным, чувствуется, что многие руководители более ответственно стали подходить к прочтению положения о конкурсе и учли все предыдущие недочеты и ошибки!

Спасибо учителям и учащимся за проделанную работу!

P.S. В ходе оценивания конкурсных работ произошел технический сбой, в результате многие открытые вопросы к участникам конкурсов (несоответствие работ заявленной тематике, отсутствие полной информации на титульном листе работы, не на все работы одного руководителя пришли сертификаты, ошибки в названиях школ и пр.), которые планировалось решить в ходе личной переписки, реанимировать не удалось. Открытые вопросы будут рассмотрены повторно в индивидуальном порядке, пишите.

 
МАТЕРИАЛЫ Региональной "Недели Пифагора" 2019 г.