Наука – неотъемлемая часть жизни современного человека. Она связана с практическим опытом освоения мира и постижением истины, открытием объективных, независимых от сознания индивида, законов человеческого существования. Наука отражает актуализированные потребности и прямые запросы общества и дает ему обобщенные ответы и характеристики тенденций социального развития. Каковы особенности и отличия гуманитарных, точных и естественных наук? Можно ли учителю отследить склонности учащихся в том или ином направлении научного познания? Какие методы научного познания наиболее часто используются педагогами и учеными исследователями из области педагогической науки – наблюдение, эксперимент, анализ синтез, аналогия, абстракция, логический или сравнительно-исторический методы?.. Ведь каждый из учителей вполне уверенно владеет многими из них.

В «Концепции преподавания обществознания» говорится о формировании обучающихся интереса к науке (с. 3) и формировании целостной картины общества «на основе современных научных знаний и методик» (с. 3). А поскольку наука тесно связана с информацией, видится важным и вопрос о масштабности понимании темпов социокультурных изменений «в условиях лавинообразного нарастания информации и ее стремительного устаревания» (с. 4). Курс «Обществознание» предполагает «формирование общей картины мира, адекватной уровню развития современного знания» (с. 6); понятно, что здесь речь идет все-таки не о философском или религиозном постижении мира, но, в первую очередь, о научном его измерении и понимании.

Также важно в курсе современного научного обществознания сформировать у учащихся «представления о некоторых направлениях в развитии общественной мысли прошлого и современности, о различии в методологических подходах и оценках общественных явлений» (с. 4), поскольку именно ценностное измерение социально-исторических событий задает векторы национально-государственной, гражданской идентичности человека. Научные основы идентичности, осознанное соотнесение человека с окружающим его социальным миром выступают как немалозначимые.

Как формируются особенности научного мышления учащихся в школе? И какова в этой связи роль школьных олимпиад, конкурсов и учебно-исследовательских конференций в деле развития научного мышления молодого человека?

Проектные технологии – начало научного учащихся… Поделитесь опытом их реализации в Вашей школе – на уроках и во внеурочной деятельности (Можете присылать даже сами разработки – для размещения их на страницах нашего сетевого сообщества).