Сложность теоретического осмысления феномена культуры связана с огромным количеством понятий и определений, отражающих различные особенности его содержания. С одной стороны, культура отражает творческие способности человека в отношении «духовного производства» – ценностей, смыслов; с другой – культура есть явление историческое и связано с развитием человеческой цивилизации.

Религиозная культура или этническая, традиционная, индустриальная или постиндустриальная, сельская или городская, профессиональная или региональная… Какая из них является приоритетной для личности, социальной группы или общества? Какая формируется раньше и может быть «подправлена» в рамках образования?

«Концепция преподавания обществознания» предполагает, что учащийся приобретает опыт культурного взаимодействия в определенной культурной среде (с. 2). Именно обществознание выступает своеобразным стержнем понимания культурного пространства страны (с. 2). Учебно-методический блок Обществознания включает «знания о различных способах регулирования общественных отношений и поведения личности, нормативных структурах, символах культуры» (с. 4). Концепция в числе основных выделяет компетенцию «участвовать в жизни общества на основе моральных и этических норм, принятых в Российской Федерации, а также совершенствовать духовно-нравственный мир … в соответствии с общероссийскими нравственными традициями и социальными ценностями» (с. 6)

Что такое «быть культурным»? Принадлежать к той или иной социальной среде или исправлять среду? Культура внутри культуры – нет ли в этом противоречия? Ведь субкультурные образования (молодежные, криминальные и проч.) могут нести в себе не позитивный, а разрушающий импульс… Есть примеры в Вашей школе?