Не секрет, что экономика выступает своеобразным фундаментом социального, культурного, политического развития государства и общества. А можно ли назвать экономику основой личностного развития человека? Она обеспечивает материальными условиями существования, выступает основой научного развития и прогресса. Производство и потребление, распределение и обмен – процессы, неотрывно связанные с жизнью современного общества и семьи. Рост потребления при ограниченных возможностях производства может быть представлен сегодня как одна из мировых проблем. Именно потребление материальных благ дает представление об уровне жизни граждан той или иной страны. Сравнение уровня жизни должно быть комплексным; и включать рациональное экономическое поведение человека, которое предполагает осмысленное соотношение целей потребления и доходов.

В «Концепции преподавания обществознания» говорится о необходимости формирования на уровне функциональной грамотности представлений о сферах человеческой деятельности и «опыте применения полученных знаний для решения актуальных задач в области … экономической и гражданской общественной деятельности» (с. 2). Здесь же речь идее и о семейно-бытовых отношениях – как своеобразной экономической основе современного общества (Нобелевская премия 2015 г. была присуждена за разработки теории потребления в рамках малых социальных групп). Задача «повышения мотивации к высокопроизводительной и инновационной трудовой деятельности» (с. 3) выступает основой концептуального блока.

Вопросы финансовой грамотности, проблема безработицы, влияния мировой экономики (в контексте глобализационных тенденций) на экономическую жизнь нашей страны актуализированы в курсе Обществознания.

Можно ли сформировать экономическое мышление и экономическое поведение учащихся на школьных уроках и во внеурочной работе? Какова здесь роль семьи, общества, государства? Нет ли противоречий между современными экономическими теориями и концепциями, с одной стороны, и повседневным мышлением человека?

 

Расскажите об опыте «экономического воспитания» учащихся в Вашей школе?