Нация, национальность, народность, этнос, племя (даже «раса» – в европейской социологии и философии середины ХХ века) – понятия родственные, но различающиеся в теоретическом отношении. Тем не менее, есть общие признаки, объединяющие ту или иную «исторически сложившуюся совокупность людей» в единую социальную группу, каждый из которых несет в себе собственное мощное содержание. Общие черты и устойчивые особенности культуры. Язык, письменность. Психический склад, менталитет. Самосознание. Историческая память. Осознание своего единства и отличия от других. Осознание своих интересов и целей.

Проблема межнациональных отношений в современной России тесно связана с проблемой нашей национальной идентичности и гражданской идентичности учащихся. Национальные, религиозные, расовые и иные исторические особенности нашей страны не представляют собой противоречий, а являются цементирующей основой жизнеспособности и устойчивости российского общества и государства.

«Концепция преподавания обществознания» предполагает в качестве одной из основ формирование у учащихся «духовной культуры, основанной на нормах морали, принципах толерантности и равенства, уважения к традиционным для России религиям» (с. 3). В России соотношение национальности и религии не выступает жестким условием индивидуально-личностного самоопределения. Скорее, это – долг традициям, исторически устойчивым ориентирам, нормам, императивам и запретам местного сообщества. Концепция говорит об «опыте … решения актуальных задач в области … отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий» (с. 2).

Есть ли опыт межнационального взаимодействия и позитивного разрешения конфликтов в Волгограде и Волгоградской области? Несомненно. Школа – это своего рода «пространство тренировок» межнациональный взаимоотношений в нашей стране и в нашем многонациональном, поликонфессиональном и поликультурном регионе, который не надо «учить толерантности» нашим «европейским партнерам»…

Представители скольких национальностей обучаются в Вашей школе? Зависит ли интеллектуальное, нравственное развитие учащегося от его национальной или религиозной принадлежности? В чем причина конфликтов и каковы пути их разрешения? Можно ли их пресечь в самом начале развития и как? Поделитесь Вашими соображениями!..