В современном научном обществознании тема свободы связана чаще всего с темой необходимости. Мы предлагаем внести сюда не менее важный акцент, связанный с ответственностью. Ведь личная идентичность человека связана, прежде всего, с принятием решения и ответственным восприятием его результатов. Психологически свобода человека безгранична, а в социальном отношении «она заканчивается там, где начинается свобода другого человека».

Свобода выбора цели, свобода выбора решения, свобода воплощения замыслов в реальность – можно ли их сформировать в школьном возрасте?

В учебно-методическом блоке «Концепции преподавания обществознания» отмечается необходимость усвоения школьниками знаний «о человеке как единстве природного и социального начал, о его способностях, потребностях, возможностях и интересах, о путях развития и совершенствования» (с. 3), о понимании «соотношения необходимости и свободы в общественном развитии и деятельности людей» (с. 4).

А поскольку именно свобода / ответственность предполагает личностное самосовершенствование человека, то к данному разделу может быть отнесена зафиксированная в программе персональная компетенция – «способность учиться на протяжении всей жизни, готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию» (с. 6).

В чем заключаются возрастные особенности соотношения свободы и ответственности? Ответственность – это понятие личностное, семейное или государственное? Каковые нравственные и социальные различия свободы и ответственности человека?

Нужна ли нам свобода? Или, как писал в свое время Э. Фромм, нужно «бежать» от неё? Вообще, тема свободы для современного человека как представителя человеческой цивилизации актуальна? Если да, то чем? Если нет, то почему?..