Гражданское воспитание учащихся является объективной необходимостью современной российской действительности и становится важнейшей составной частью целостного учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений различного типа и вида, призванных готовить своих выпускников к самостоятельной, конкурентоспособной деятельности в стремительно меняющихся экономических и социально-политических условиях.

В научной литературе сложилось мнение о том, что в большинстве своём современному российскому учителю ближе позиция специалиста, передающего знания и контролирующего их усвоение, чем координатора, побуждающего учащихся к действию и дающего им свободу творчества. Обвинять учителя дело неблагодарное, он является продуктом традиционной системы образования и добросовестно соответствует её требованиям. Здесь можно предложить менеджеру образования школы попытаться изменить взгляд учителя  на процесс преподавания предметов обществоведческого цикла и место на уроке ученика, обратить внимание учителя на необходимость учёта ценностных составляющих опыта ученика, уходящего с уроков. 

Гражданское образование, утверждая демократические ценности, несёт в себе уважение к точке зрения собеседника, бережное отношение к правам человека, строится на конструктивном диалоге, умении вести дискуссию, а потому ориентировано на использование интерактивных методов преподавания предметов, составляющих его основу.

Настоящее пособие содержит цикл занятий с педагогическим коллективом, результатом которых должна стать программа деятельности образовательного учреждения, нацеленная на создание в школе системы гражданского образования и воспитания. Эффективность реализации такой программы целиком зависит от правильности постановки целей планируемых изменений, именно поэтому основное внимание в пособии уделено правилам постановки и реализации целей.

Гражданское воспитание в настоящем пособии рассматривается как процесс целенаправленного и систематического включения учащихся в различные виды общественных отношений и их реальную деятельность, способную формировать социально значимые качества личности.

Гражданское воспитание своим содержанием ориентировано на формирование у учащихся чувства гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.

Гражданское образование – воспитание и обучение, ориентированные на создание комплекса педагогических условий для формирования совокупности позитивных гражданских свойств личности. Многосторонний процесс формирования у школьников компетенций, который подразумевает единство учебного и воспитательного процессов.

 

Семантика понятия «гражданское общество»

«Гражданское общество – это пространство политически добровольных объединений людей, а также комплекс сетей взаимосвязей, создаваемых ради семьи, веры, интереса, идеологии, и заполняющих это пространство». Майкл Уолцер

«Гражданское общество – сфера социального взаимодействия между экономикой и государством, стоящая вне личной сферы (в частности семьи) и включающая сферу объединений (в частности, добровольных ассоциаций), общественных движений и форм общественной коммуникации». Д. Коэн, Э. Арато.

«Гражданское общество состоит из трёх частей. Первая – это комплекс автономных институтов (включая экономические), отличаемых от семьи, клана, населенного пункта и государства. Вторая – это часть общества, которая включает отдельный комплекс взаимосвязей между ним самим и государством и особые институты, которые охраняют разделение государства и  общества и поддерживают эффективные связи между ними. Третья – распространенные модели развитых способов гражданского действия».  Э. Шилс

«Гражданское общество – арена деятельности добровольных объединений, включая бизнес-ассоциации, которые выходят за рамки домашних хозяйств, но находятся вне государства». Р. Хефнер

Гражданское общество – это царство организованной общественной жизни, которая открыта, самовоспроизводима, как минимум частично самоподдерживаема, независима от государства, а также ограничена правовым порядком и набором разделяемых правил. Гражданское общество отличается от общества в целом тем, что включает в себя граждан, действующих коллективно в общественной (публичной) сфере для выражения своих интересов, страстей, предпочтений и идей, для обмена информацией, для достижения коллективных целей, для предъявления требований государству, для улучшения структуры и функционирования государства, для обеспечения подотчётности государственных служащих». Л. Даймонд. 

«…Общество таково, каким его делаем мы сами… Только от нас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускают чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство всегда оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина…» М. Фридман

«Гражданское общество представляет собой совокупность социальных образований: групп, коллективов, объединенных специфическими экономическими, этническими, культурными, религиозными и т.п. интересами, реализуемыми вне сферы функционирования государства и без его вмешательства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создаёт условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей».

 «Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах. В гражданском обществе утверждаются права человека, реализуются естественные потребности: в материальном благополучии, семье, воспитании детей, духовном самосовершенствовании, образовании, информации, творчестве, общении и т.д.  

В «Концепции преподавания обществознания» определено, что в ходе практического освоения обществоведческого курса «обучающийся приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином» (с. 2), поскольку данный учебный предмет «направлен на формирование опыта применения полученных знаний для решения актуальных задач в области … гражданско-общественной деятельности» (с. 2).

Основной целью учебного предмета «Обществознание» является, помимо всего прочего, «воспитание … гражданской ответственности, уважения к социальным нормам» (с. 3), поскольку в числе основных проблем обществоведческого образования выделяется «низкая сформированность гражданского самосознания» (с. 7). Заимствование инокультурных моделей гражданского образования, их творческая переработка и освоение отечественными педагогами-практиками – необходимый этап становления отечественной теории гражданского образования и воспитания личности гражданина России. Однако это процесс длительный и продолжающий до сего дня свое последовательное становление.

В чем же специфика гражданского общества в России? Имеет ли она исторические корни или есть «порождение нынешнего века»?

Каковы технологии гражданского воспитания в современном российском образовании? И как могут быть измерены практические результаты этого направленного гражданского становления личности? «Плюсы» и «минусы» инокультурных заимствований.

Поделитесь опытом школьного самоуправления в контексте становления гражданского самосознания учащихся. Полагаем, в Волгограде и Волгоградской области накоплен достаточный опыт в этом направлении.