"В современном мире сосуществуют две конкурирующие, но в то же время взаимообусловленные тенденции: обострение национального самосознания и размывание ценностей отдельных культур... В условиях глобализации, повлекшей за собой кризис этнокультурной идентичности, следует соблюдать баланс между диалогом культур, развитием межкультурного взаимодействия, а также сохранением самобытности национальных культур. Возможно, для этого необходима выработка новых ценностных ориентиров, позволяющих принимать и понимать другую культуру, не утрачивая связи с собственной". Ю. Ю. Мазур. ИДЕНТИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И РЕГИОНАЛИЗАЦИИ // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 6. С. 43 — 49.

"Мир из локального превратился в глобальный, когда проблемы и достижения в тех или иных областях выходят на общечеловеческий уровень. Сегодня все больше наблюдается активизация этнического, религиозного и культурного самоопределения, что вызвано процессом, обратным глобализации, то есть регионализацией. Во многом это связано с разрушением европоцентристской модели культуры и усилением роли незападных культур. В социуме нарастает культурная неопределенность, что в условиях взаимозависимости народов и стран приводит к поиску оснований культурной специфичности и к стремлению ее сохранения". Ю. Ю. Мазур. ИДЕНТИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И РЕГИОНАЛИЗАЦИИ // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 6. С. 43 — 49.

"В настоящее время национальная идентичность уже не рассматривается как основанная сугубо на прошлом опыте страны и ее народа. Важные инструменты формирования национального самосознания — это религия, язык, символьные ритуалы и памятные места, праздничные дни, художественная культура и СМИ. Сегодня влияние спорта и телевизионных передач не менее значительно, чем школьной истории, которую часто подвергают жесткой критике те же самые популяризаторы, «питающиеся» не только от профессионального знания, но и от собственного воображения". Уральский исторический вестник. 2011. № 2 (31). С. 4–16. Валерий Тишков Историческая культура и идентичность

"Отечественная история — существенный компонент национальной идентичности. Считается, что общество, которое не интересуется своим прошлым и не озабочено его содержанием, рискует потерять свою идентичность". Уральский исторический вестник. 2011. № 2 (31). С. 4–16. Валерий Тишков Историческая культура и идентичность

"Сейчас в той же самой Америке и в других странах распространено мнение, что воспитание гражданской идентичности в значительной мере берет на себя так называемое образование наследием (heritage education), которое осуществляется через многочисленные музейные экспозиции, памятные места и экскурсии, а также через общественную среду в целом, включая семейное воспитание". Уральский исторический вестник. 2011. № 2 (31). С. 4–16. Валерий Тишков Историческая культура и идентичность

Проблема идентичности имеет множество измерений. Актуализирована эта тема в свете новых образовательных стандартов, а потому достаточно широко дискутируется в современном социально-гуманитарном знании – в философии и политологии, в педагогике и психологии и др., и в практической образовательной области – на научно-практических конференциях, методических семинарах, совещаниях и педагогических советах.

В «Концепции преподавания обществознания», как и во множестве других документов в сфере образования, достаточно четко отмечается основная линия воспитания национально-государственного самосознания российских школьников: «Обществознание является стержнем, вокруг которого формируется понимание российской идентичности, гражданского, культурного, образовательного пространства страны» (с. 2). «Основной целью учебного предмета «Обществознание» является воспитание общероссийской идентичности» (с. 3).

Учебно-методический блок Концепции предполагает «знания о чертах и особенностях формирования российской идентичности, о его месте и роли в общецивилизационном процессе, в мировой истории, в культурном развитии человечества, о возможных перспективах будущего» (с. 4). И здесь очень точно отмечены векторы идентичности гражданина, которая связана: 1) с исторической ретроспективой, 2) пониманием современного состояния дели и 3) обращенностью в будущее. Выпадение из системы любого из этих векторов может привести к полному разладу в идентификационных процессах – как на индивидуально-личностном, так и на социально-групповом уровнях.

Также в «Концепции преподавания обществознания» выделяются в числе наиболее значимых компетенции, «связанные с жизнью в поликультурном обществе, позволяющие не допускать проявления расизма и ксенофобии, радикализма и экстремизма; формирование уважения к другим культурам и традициям» (с. 5). Помимо национально-этнического оттенка здесь выпукло проявляется идентификационный аспект. Впрочем, об этом можно дискутировать.

Проблема «совершенствования духовно-нравственного мира … в соответствии с общероссийскими нравственными традициями и социальными ценностями» (с. 6) также представляется немаловажной в контексте осмысления темы национальной идентичности и соотнесения ее с идентификационными процессами мирового масштаба. Впрочем, Вы, наверное, согласитесь с тем, что «общероссийские традиции и ценности» могут не в полной мере совпадать с «региональными традициями и ценностями», а также с «семейными традициями и ценностями» и ценностями индивидуально-личностного плана. Масштаб этих уровней социальной организации слишком разный.

Что же такое идентичность (в чем ее отличие от идентификации)? Каковы механизмы осуществления идентичности в современном российском обществе в целом и в образовании, в частности? Патриотическое или экологическое воспитание можно ли рассматривать как элемент (или этап?) идентификационного становления?

Каковы философские основания российской гражданской идентичности и в чем ее национально-государственный смысл? Может ли региональная история (краеведческий компонент) рассматриваться как необходимый элемент идентичности гражданина России? Каковы механизмы ее осуществления в условиях современной школы?

Какова роль школьных музеев, музейной педагогики и экскурсионной работы в деле становления идентичности? Учебно-исследовательские и проектные работы учащихся краеведческой направленности – в чем значение итогового продукта для их гражданской идентичности? Предложите Ваше теоретическое видение феномена идентичности. Поделитесь опытом поисковой, исследовательской и проектной работы обучающихся в Вашем образовательном учреждении!