Право – это система норм и правил поведения, общеобязательная для исполнения, обеспеченная обществом и государством, направленная на регулирование различных сторон общественных отношений. Это – не классическое определение права, а лишь один из вариантов толкования, в котором видны основные его составляющие. Право – для всех. Право – обязательно для исполнения. Нарушение правовых нормы ведет к санкциям юридического характера, а не только этического или социального – как это обстоит с обычаями или моралью, с религиозными императивами или корпоративными нормами. Можно ли эти отличия зафиксировать в сознании школьников или здесь необходим практический опыт их освоения.

«Концепция преподавания обществознания» говорит о формировании на уровне функциональной грамотности представлений о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина» и о том, что предмет Обществознание направлен на формирование опыта применения полученных знаний для решения актуальных задач в области …правоотношений» (с. 2). Поскольку одной из целей предмета является воспитание приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации» (с. 3), учебно-методический блок Концепции предполагает «знание о современном социальном и  политическом устройстве Российской Федерации, включая Конституцию Российской Федерации и другие основные законы, базовые положения правовой и экономической системы страны» (с. 4).

Это важно, если учитывать низкий уровень сформированности правовой культуры российских граждан (с. 7), однако вопросы правового плана еще более многообразны и разноплановы. Они звучат как в научной среде, так и в повседневной жизни, и требуют ответов. Например, что такое «правовой нигилизм» и каковы особенности его существования? Можно ли найти примеры правового нигилизма в истории нашего Отечества и в современных российских школах? В обществе? В семье?

А как Вы относитесь к двойным стандартам в обращении с правовыми нормами различных представителей нашего общества, в том числе государственной власти? Если Вы встречались с ними, то расскажите о них (и о том, как можно их избежать)…