Проблема патриотизма тесно связана с темой воинской обязанности гражданина России. Где граница между внешним и внутренним в понимании патриотизма и практикой его реализации в жизни человека, общества и государства? Различение между обязательным и добровольным в понимании воинской обязанности – вопрос довольно сложный. На него накладывается множество дополнительных факторов, связанных с личными убеждениями гражданина, физическими возможностями здоровья и социальным положением, ограничивающим возможность выполнения воинского долга.

Тема патриотического воспитания и становления гражданского самосознания защитника Отечества не получила должного, на наш взгляд, освещения в Концепции. Вместе с тем, в «Концепции преподавания обществознания» все-таки обозначено, что приоритеты экономического развития России и задачи повышения конкурентоспособности отечественной экономики «определяют необходимость в формировании у молодого поколения россиян практико-ориентированных навыков с одновременным развитие патриотического и социально-ответственного отношения к своей Родине» (с. 5).

Здесь нам видится важной понимание патриотизма как философии служения, полезности, постановки государственных проблем выше личных. Эта сложная задача в школьной практике связана как с физической, так и с моральной подготовкой старшеклассников к армейской жизни.

Хотят ли молодые люди призывного возраста сегодня служить в армии? Остается ли актуальным лозунг прошлых лет «Армия – школа жизни»? Защита Отечества и воинский Долг – равнозначные понятия или противоположные?

Какие мероприятия в школе могут способствовать развитию гражданских чувств и стремления к исполнению воинского долга? Предложите разработки таких внеурочных мероприятий или расскажите об опыте их реализации в стенах Вашей школы. Эта информация может быть полезной для Ваших коллег.