Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация их исследовательской деятельности.

Читаем: «Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

На вопрос – зачем она нужна? – многие найдут убедительные доводы.

А вот, кто в действительности реализуют исследовательскую деятельность учитель или ученик? Ведь главное в научном познании – сформулировать проблему (знание о незнании). Кто это делает при организации научно-исследовательской деятельности учащихся? Учитель. На уроке он формулирует соответствующую проблемную для ученика задачу в соответствии с программой и параграфом учебника. Во внеурочное время зачастую даже учитель не может сформулировать проблему, поэтому научно-исследовательские работы учащихся носят реферативный характер по некоторой теме. Например, «Числи Фибоначчи». А ведь уже в теме исследования должна быть состыковка «старого» знания и «нового», должен присутствовать «намек» (средства, пути, способы) решения проблемы. Если это в действительности так, то опять замаячил вопрос – зачем она нужна это научно-исследовательская деятельность учащихся?

А если бы награды за научно-исследовательскую деятельность не учитывались в портфолио, Вы занимались бы её организацией?