Печать

Социальная ситуация развития личности младшего школьника предъявляет новые требования к профессиональной деятельности и личности учителя начальных классов. Цель начального образования долгое время оставалась неизменной, делая упор на формирование элементарных предметных знаний, умений и навыков. Идеи педагогики развития личности свое воплощение в изменении функций массовой начальной школы, направленных на общее, интеллектуальное и эмоциональное развитие младшего школьника. Для того, чтобы определить направления изменений в целевом, содержательном и технологическом аспекте профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в вузе необходимо обсуждение современных тенденций развития российского начального образования и актуальных проблем личностно-профессионального развития учителя начальных классов.

С этой целью в течение марта — апреля 2013 года по инициативе кафедры начального образования Волгоградской государственной академия повышения квалификации и переподготовки работников образования совместно с российскими научными Центрами по начальному образованию (Центр «Образовательной системы «Школа 2100», ФНМЦ им. Л.В. Занкова, Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»), с ведущими издательствами («Просвещение», «Баласс», «Федоров», «Академкнига/учебник», «ВентанаГраф», «Русское слово») было проведено 3 региональных научно-практических конференций: «Механизмы реализации системно-деятельностного подхода в условиях реализации УМК «Начальная инновационная школа» 24 марта 2013 г; «Достижение планируемых результатов ФГОС НОО средствами системы развивающего обучения Л.В.Занкова: проектирование, методическое сопровождение, мониторинг» 18-19 апреля 2013 г.; «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон в контексте преемственности дошкольного, начального и основного общего образования» 23 апреля 2013 г.; 5 региональных научно-практических семинаров с участием авторов учебников по начальному образованию; 2 районных научно-практических семинара по результатам деятельности опытно-экспериментальных площадок.

В мероприятиях принимали участие учителя начальных классов г. Волгограда и Волгоградской области, профессорско-преподавательский состав, студенты, магистранты Волгоградского государственного социально-педагогического университета, методисты Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, работники органов образования. Всего в мероприятиях, посвященных обсуждению актуальных вопросов обучения и воспитания младших школьников, личностно-профессионального развития учителя начальных классов участвовало более 1500 человек.

Программы научно-практических мероприятий включали пленарные заседания, работу секций, «мастер-классы», «педагогические студии» педагогов, открытые уроки, индивидуальные консультации. В ходе работы конференций, семинаров обсуждались такие важные вопросы, как: проектирование личностно-развивающей образовательной среды в условиях внедрения ФГОС второго поколения, обеспечение преемственности на разных ступенях образования, мониторинг метапредметных результатов начального образования и др. Решался вопрос научно-методического сопровождения личностно-профессионального развития учителя начальных классов в регионе — создание информационно-консультационных Центров в каждом районе г. Волгограда и Волгоградской области. Работа Центров будет направлена на расширение и качественное внедрение в практику образовательных учреждений идей образовательных стандартов второго поколения, решение актуальных педагогических проблем, разрабатываемых авторскими коллективами вариативных образовательных программ начального образования, на организацию взаимодействия и оказания адресной помощи учителям начальных классов в регионе.

По итогам мероприятий участники выразили заинтересованность в развитии обмена опытом субъектов образовательного процесса в области реализации идей педагогики развития средствами on-line форумов, вебинаров, семинаров, научно-практических конференций.

Зав. кафедрой педагогики и психологии

начального образования ВГСПУ

доктор педагогических наук, профессор М.В. Николаева