Материалы Волгоградской академии последипломного образования
-
Главная
Главная Страница отображения всех блогов сайта
-
Категории
Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
-
Теги
Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
-
Блоггеры
Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
-
Блоги групп
Блоги групп Страница списка лучших командных блогов.
-
Авторизация
Войти Login form
Россия и мир: международное взаимодействие и национальная идентичность.
- Размер шрифта: Больше Меньше
- Просмотров: 2579
- Комментариев: 6
- Подписаться на обновления
- Печатать
- Поделиться
"В современном мире сосуществуют две конкурирующие, но в то же время взаимообусловленные тенденции: обострение национального самосознания и размывание ценностей отдельных культур... В условиях глобализации, повлекшей за собой кризис этнокультурной идентичности, следует соблюдать баланс между диалогом культур, развитием межкультурного взаимодействия, а также сохранением самобытности национальных культур. Возможно, для этого необходима выработка новых ценностных ориентиров, позволяющих принимать и понимать другую культуру, не утрачивая связи с собственной". Ю. Ю. Мазур. ИДЕНТИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И РЕГИОНАЛИЗАЦИИ // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 6. С. 43 — 49.
"Мир из локального превратился в глобальный, когда проблемы и достижения в тех или иных областях выходят на общечеловеческий уровень. Сегодня все больше наблюдается активизация этнического, религиозного и культурного самоопределения, что вызвано процессом, обратным глобализации, то есть регионализацией. Во многом это связано с разрушением европоцентристской модели культуры и усилением роли незападных культур. В социуме нарастает культурная неопределенность, что в условиях взаимозависимости народов и стран приводит к поиску оснований культурной специфичности и к стремлению ее сохранения". Ю. Ю. Мазур. ИДЕНТИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И РЕГИОНАЛИЗАЦИИ // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 6. С. 43 — 49.
"В настоящее время национальная идентичность уже не рассматривается как основанная сугубо на прошлом опыте страны и ее народа. Важные инструменты формирования национального самосознания — это религия, язык, символьные ритуалы и памятные места, праздничные дни, художественная культура и СМИ. Сегодня влияние спорта и телевизионных передач не менее значительно, чем школьной истории, которую часто подвергают жесткой критике те же самые популяризаторы, «питающиеся» не только от профессионального знания, но и от собственного воображения". Уральский исторический вестник. 2011. № 2 (31). С. 4–16. Валерий Тишков Историческая культура и идентичность
"Отечественная история — существенный компонент национальной идентичности. Считается, что общество, которое не интересуется своим прошлым и не озабочено его содержанием, рискует потерять свою идентичность". Уральский исторический вестник. 2011. № 2 (31). С. 4–16. Валерий Тишков Историческая культура и идентичность
"Сейчас в той же самой Америке и в других странах распространено мнение, что воспитание гражданской идентичности в значительной мере берет на себя так называемое образование наследием (heritage education), которое осуществляется через многочисленные музейные экспозиции, памятные места и экскурсии, а также через общественную среду в целом, включая семейное воспитание". Уральский исторический вестник. 2011. № 2 (31). С. 4–16. Валерий Тишков Историческая культура и идентичность
Проблема идентичности имеет множество измерений. Актуализирована эта тема в свете новых образовательных стандартов, а потому достаточно широко дискутируется в современном социально-гуманитарном знании – в философии и политологии, в педагогике и психологии и др., и в практической образовательной области – на научно-практических конференциях, методических семинарах, совещаниях и педагогических советах.
В «Концепции преподавания обществознания», как и во множестве других документов в сфере образования, достаточно четко отмечается основная линия воспитания национально-государственного самосознания российских школьников: «Обществознание является стержнем, вокруг которого формируется понимание российской идентичности, гражданского, культурного, образовательного пространства страны» (с. 2). «Основной целью учебного предмета «Обществознание» является воспитание общероссийской идентичности» (с. 3).
Учебно-методический блок Концепции предполагает «знания о чертах и особенностях формирования российской идентичности, о его месте и роли в общецивилизационном процессе, в мировой истории, в культурном развитии человечества, о возможных перспективах будущего» (с. 4). И здесь очень точно отмечены векторы идентичности гражданина, которая связана: 1) с исторической ретроспективой, 2) пониманием современного состояния дели и 3) обращенностью в будущее. Выпадение из системы любого из этих векторов может привести к полному разладу в идентификационных процессах – как на индивидуально-личностном, так и на социально-групповом уровнях.
Также в «Концепции преподавания обществознания» выделяются в числе наиболее значимых компетенции, «связанные с жизнью в поликультурном обществе, позволяющие не допускать проявления расизма и ксенофобии, радикализма и экстремизма; формирование уважения к другим культурам и традициям» (с. 5). Помимо национально-этнического оттенка здесь выпукло проявляется идентификационный аспект. Впрочем, об этом можно дискутировать.
Проблема «совершенствования духовно-нравственного мира … в соответствии с общероссийскими нравственными традициями и социальными ценностями» (с. 6) также представляется немаловажной в контексте осмысления темы национальной идентичности и соотнесения ее с идентификационными процессами мирового масштаба. Впрочем, Вы, наверное, согласитесь с тем, что «общероссийские традиции и ценности» могут не в полной мере совпадать с «региональными традициями и ценностями», а также с «семейными традициями и ценностями» и ценностями индивидуально-личностного плана. Масштаб этих уровней социальной организации слишком разный.
Что же такое идентичность (в чем ее отличие от идентификации)? Каковы механизмы осуществления идентичности в современном российском обществе в целом и в образовании, в частности? Патриотическое или экологическое воспитание можно ли рассматривать как элемент (или этап?) идентификационного становления?
Каковы философские основания российской гражданской идентичности и в чем ее национально-государственный смысл? Может ли региональная история (краеведческий компонент) рассматриваться как необходимый элемент идентичности гражданина России? Каковы механизмы ее осуществления в условиях современной школы?
Какова роль школьных музеев, музейной педагогики и экскурсионной работы в деле становления идентичности? Учебно-исследовательские и проектные работы учащихся краеведческой направленности – в чем значение итогового продукта для их гражданской идентичности? Предложите Ваше теоретическое видение феномена идентичности. Поделитесь опытом поисковой, исследовательской и проектной работы обучающихся в Вашем образовательном учреждении!

Комментарии
-
Ченцова Светлана Александровна, учитель истории и обществознания МОУ СШ № 51 Тракторозоводского района Четверг, 15 сентября 2016
Общеизвестно, что большой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живёшь. Но и малый, и большой патриотизм не возникают сами по себе. Они воспитываются семьёй, окружающей средой, школой. Ведь для того, чтобы стать достойным гражданином своей страны, надо знать её прошлое, традиции, жить её заботами.
Наша Волгоградская область богата героико - историческими событиями прошлого и настоящего. И главная задача каждого учителя - пробудить интерес учащихся к ответам на вопросы:
- Кем были мои предки? Чем они занимались?
- Какой след в истории они оставили?
- Чем их представление о мире отличается от моих?
Именно поэтому изучение истории родного края, является важным средством формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания и чувства дружбы народов. Можно выделить три направления краеведческой работы:
- получение « готовых» знаний учащимися со слов учителя;
-самостоятельное приобретение знаний через использование научно-популярной литературы;
-изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного поиска, когда они выступают в роли исследователей и создателей проектов, в эту деятельность могут быть вовлечены учащиеся разных возрастов.
Сомнений нет, что ведение такой работы необходимо, так как она способствует развитию гражданской позиции детей, воспитывает в них чувство патриотизма, желание хранить честь и достоинство могучей России, как это делалось в течение веков предыдущими поколениями. -
Глаголева Надежда Анатольевна, учитель истории и обществознания Среда, 14 сентября 2016
В мае 2016 года в 10 классе проводила деловую игру "Выборы в Государственную Думу РФ". Выборы проводились по пропорциональной системе, голосовали за созданные учениками политические партии. Результат оказался неожиданным - на втором месте после победителя, оказалась партия РДР - "Россия - для русских". Во время обсуждения результатов игры было нелегко переубедить ребят, поэтому я считаю, что выделение в "Концепции преподавания обществознания" компетенций, связанных с жизнью в политкультурном обществе очень актуально в наше время.
-
Степанова Наталия Гавриловна, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №17" города Новочебоксарска Чувашской Республики Воскресенье, 11 сентября 2016
Несколько лет курируя деятельность Совета музея боевой славы нашей школы, лишний раз убеждаюсь, что когда мои ученики пропускают через историю своей семьи, своих близких, ключевые моменты истории родной страны, начинают глубже и яснее понимать многие спорные страницы истории , чувствовать себя клеточками мощнейшего организма под названием "Россия", с этого и рождается гордость за своё великое Отечество и желание стремиться сделать его лучше, богаче, стабильнее.
-
Дмитрий Александрович Местковский, учитель истории Понедельник, 05 сентября 2016
"В современном мире сосуществуют две конкурирующие, но в то же время взаимообусловленные тенденции: обострение национального самосознания и размывание ценностей отдельных культур..." и для соблюдения баланса между ними "необходима выработка новых ценностных ориентиров". Интересно какими должны быть ценности, которые могли бы сгладить противоречия между двумя тенденциями, и кто мог бы их выработать?
-
Агаркова Неля Владимировна учитель истории и обществознания МКОУ "Приморская ОШ" Калачевский район Волгоградская область Вторник, 30 августа 2016
Полностью согласна с мнением, что "...общество, которое не интересуется своим прошлым и не озабочено его содержанием, рискует потерять свою идентичность."
кто на сайте
Сейчас 45 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Отличительные черты обучения в музейной педагогике - неформальность и добровольность. Сверхзадача педагога занимающегося музейной педагогикой, – создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки. Музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. В нашей школе мы предлагаем детям не просто рассказ в музее, а взгляд на события со стороны и участника, и наблюдателя, и современника. В рамках проекта Две Победы мы сотрудничаем с ведущими школами Новосибирска, Москвы ( проводим экскурсии, он-лайн конференции, обмениваемся опытом патриотической работы, принимаем делегации). Для нас очень важно мнение о событиях ВОВ. В этом году мы принимали делегации школьников Луганска (май 2016) и г.Денкендорфа (Германия) (сентябрь 2016 г.). После "Свечи Памяти" в школьном музее все школьники были идентичны в своих высказываниях: войны быть не должно! Одна школьница из Германии сказала, что ее дед принимал участие в Сталинградской битве и ей не хотелось бы, чтобы в будущем ее внуки стояли у могилы своих дедов...Я считаю, что без музейной педагогики сейчас невозможно воспитать гражданина- патриота. Ознакомление с наглядными свидетельствами прошлого порождает важное ощущение, что все имеет историю, а отсюда рождается вкус к истории и развивается интерес к ней уже за пределами школьного курса.