Материалы Волгоградской академии последипломного образования
-
Главная
Главная Страница отображения всех блогов сайта
-
Категории
Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
-
Теги
Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
-
Блоггеры
Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
-
Блоги групп
Блоги групп Страница списка лучших командных блогов.
-
Авторизация
Войти Login form
Гражданское общество в России: символ и историческая судьба.
- Размер шрифта: Больше Меньше
- Просмотров: 2984
- Комментариев: 4
- Подписаться на обновления
- Печатать
- Поделиться
Гражданское воспитание учащихся является объективной необходимостью современной российской действительности и становится важнейшей составной частью целостного учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений различного типа и вида, призванных готовить своих выпускников к самостоятельной, конкурентоспособной деятельности в стремительно меняющихся экономических и социально-политических условиях.
В научной литературе сложилось мнение о том, что в большинстве своём современному российскому учителю ближе позиция специалиста, передающего знания и контролирующего их усвоение, чем координатора, побуждающего учащихся к действию и дающего им свободу творчества. Обвинять учителя дело неблагодарное, он является продуктом традиционной системы образования и добросовестно соответствует её требованиям. Здесь можно предложить менеджеру образования школы попытаться изменить взгляд учителя на процесс преподавания предметов обществоведческого цикла и место на уроке ученика, обратить внимание учителя на необходимость учёта ценностных составляющих опыта ученика, уходящего с уроков.
Гражданское образование, утверждая демократические ценности, несёт в себе уважение к точке зрения собеседника, бережное отношение к правам человека, строится на конструктивном диалоге, умении вести дискуссию, а потому ориентировано на использование интерактивных методов преподавания предметов, составляющих его основу.
Настоящее пособие содержит цикл занятий с педагогическим коллективом, результатом которых должна стать программа деятельности образовательного учреждения, нацеленная на создание в школе системы гражданского образования и воспитания. Эффективность реализации такой программы целиком зависит от правильности постановки целей планируемых изменений, именно поэтому основное внимание в пособии уделено правилам постановки и реализации целей.
Гражданское воспитание в настоящем пособии рассматривается как процесс целенаправленного и систематического включения учащихся в различные виды общественных отношений и их реальную деятельность, способную формировать социально значимые качества личности.
Гражданское воспитание своим содержанием ориентировано на формирование у учащихся чувства гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.
Гражданское образование – воспитание и обучение, ориентированные на создание комплекса педагогических условий для формирования совокупности позитивных гражданских свойств личности. Многосторонний процесс формирования у школьников компетенций, который подразумевает единство учебного и воспитательного процессов.
Семантика понятия «гражданское общество»
«Гражданское общество – это пространство политически добровольных объединений людей, а также комплекс сетей взаимосвязей, создаваемых ради семьи, веры, интереса, идеологии, и заполняющих это пространство». Майкл Уолцер
«Гражданское общество – сфера социального взаимодействия между экономикой и государством, стоящая вне личной сферы (в частности семьи) и включающая сферу объединений (в частности, добровольных ассоциаций), общественных движений и форм общественной коммуникации». Д. Коэн, Э. Арато.
«Гражданское общество состоит из трёх частей. Первая – это комплекс автономных институтов (включая экономические), отличаемых от семьи, клана, населенного пункта и государства. Вторая – это часть общества, которая включает отдельный комплекс взаимосвязей между ним самим и государством и особые институты, которые охраняют разделение государства и общества и поддерживают эффективные связи между ними. Третья – распространенные модели развитых способов гражданского действия». Э. Шилс
«Гражданское общество – арена деятельности добровольных объединений, включая бизнес-ассоциации, которые выходят за рамки домашних хозяйств, но находятся вне государства». Р. Хефнер
Гражданское общество – это царство организованной общественной жизни, которая открыта, самовоспроизводима, как минимум частично самоподдерживаема, независима от государства, а также ограничена правовым порядком и набором разделяемых правил. Гражданское общество отличается от общества в целом тем, что включает в себя граждан, действующих коллективно в общественной (публичной) сфере для выражения своих интересов, страстей, предпочтений и идей, для обмена информацией, для достижения коллективных целей, для предъявления требований государству, для улучшения структуры и функционирования государства, для обеспечения подотчётности государственных служащих». Л. Даймонд.
«…Общество таково, каким его делаем мы сами… Только от нас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускают чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство всегда оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина…» М. Фридман
«Гражданское общество представляет собой совокупность социальных образований: групп, коллективов, объединенных специфическими экономическими, этническими, культурными, религиозными и т.п. интересами, реализуемыми вне сферы функционирования государства и без его вмешательства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создаёт условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей».
«Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах. В гражданском обществе утверждаются права человека, реализуются естественные потребности: в материальном благополучии, семье, воспитании детей, духовном самосовершенствовании, образовании, информации, творчестве, общении и т.д.
В «Концепции преподавания обществознания» определено, что в ходе практического освоения обществоведческого курса «обучающийся приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином» (с. 2), поскольку данный учебный предмет «направлен на формирование опыта применения полученных знаний для решения актуальных задач в области … гражданско-общественной деятельности» (с. 2).
Основной целью учебного предмета «Обществознание» является, помимо всего прочего, «воспитание … гражданской ответственности, уважения к социальным нормам» (с. 3), поскольку в числе основных проблем обществоведческого образования выделяется «низкая сформированность гражданского самосознания» (с. 7). Заимствование инокультурных моделей гражданского образования, их творческая переработка и освоение отечественными педагогами-практиками – необходимый этап становления отечественной теории гражданского образования и воспитания личности гражданина России. Однако это процесс длительный и продолжающий до сего дня свое последовательное становление.
В чем же специфика гражданского общества в России? Имеет ли она исторические корни или есть «порождение нынешнего века»?
Каковы технологии гражданского воспитания в современном российском образовании? И как могут быть измерены практические результаты этого направленного гражданского становления личности? «Плюсы» и «минусы» инокультурных заимствований.
Поделитесь опытом школьного самоуправления в контексте становления гражданского самосознания учащихся. Полагаем, в Волгограде и Волгоградской области накоплен достаточный опыт в этом направлении.

Комментарии
-
Розка Виталий Юрьевич, доцент, ГАУ ДПО "ВГАПО" Четверг, 01 сентября 2016
Подходы к содержанию гражданского образования
1. Ситуативно-воспитательный подход. Для данного подхода характерно обращение первоочередного внимания на рассмотрение реальных жизненных ситуаций, смещение акцентов от содержания к ценностным ориентирам личности, поощрение активности учащихся, использование ролевых и деловых игр, групповых дискуссий. Основой становится обращение к социальному опыту подростка, моделирование его поведения, воспитание через рассмотрение проблем.
Этот подход уделяет особое внимание обсуждению ситуаций, которые являются близкими и понятными подросткам, моделированию социальных ситуаций, ролевым и деловым играм, в ходе которых учащиеся принимают определенные решения и аргументируют свою позицию. Для этого подхода большое значение имеют моральные дилеммы, когда подросткам предлагаются ситуации сложного морального выбора, не существует однозначного решения, а каждый вариант действия имеет как положительные, так и негативные аспекты. Ярким примером подобного понимания гражданского образования служит курс «Граждановедение» Я.В. Соколова, учебных пособиях проекта «Живое право» авторы А.Б. Гутников, В.Н. Пронькин, образовательная программа «Мой выбор».
2. Правовой подход. Сторонники этого подхода в гражданском образовании считают, что любой гражданин в первую очередь должен быть знать законы своей страны, уметь их анализировать, не бояться защищать свои права и пользоваться законами. Право понимается как некая рамка или поле действия человека в обществе. Главной целью гражданского образования и воспитания считается формирование гражданско-правовой культуры (совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества), борьба с правовым нигилизмом, формирование высокого уровня правосознания гражданина демократического общества. Примером этого подхода служит учебное пособие Н.Г. Суворовой «Основы правовых знаний» (8-9 классы), Кашаниной, А.В. Кашанина «Экономика и право» (10-11 классы), В.О. Мушинского «Основы правоведения», «Азбука гражданина», А.Б. Гутникова, В.Н. Пронькина «Живое право».
3. Политологический подход. Приоритет отдаётся изучению государства, политических идей, идеологий, партий и общественных движений, прав человека и конституционализма. Участие в политическом процессе понимается как основа гражданской компетенции.
Рассматриваются принципы демократии, основные характеристики правового государства, формы политического участия граждан. Помимо теоретической части в ряде случаев предполагается моделирование политического процесса – заседаний правительства и других государственных структур, формирования политических партий и общественных организаций, проведения выборов и избирательной кампании. Иногда учащиеся непосредственно соприкасаются с политикой – берут интервью у политических лидеров, анализируют реальные ситуации, связанные с политическим процессом. Вместе с тем не следует забывать, что российская школа отделена от политики и не может использоваться для пропаганды определенных политических представлений и идей. Данный подход наиболее ярко представлен в учебных пособиях: А.Ф, Никитина «Политика и право», Н.В. Воскресенской, Н.В. Давлетшиной «Демократия: государство и общество», Р.Т. «Основы политологии», К.С. Гаджиева «Введение в политологию».
4. Интегрированный подход. Гражданское образование понимается как система знаний об обществе, окружающем мире, включающей основы политологии, социологии, философии, юриспруденции, психологии и других дисциплин. При этом в центре внимания оказывается человек, находящийся в системе общественных отношений. Вместе с тем существует опасность излишней теоретизации и слишком большого для подростка объёма получаемых сведений и фактов.
Данной концепции придерживается группа авторов под руководством Л.Н. Боголюбова (учебники «Введение в обществознание»), он отражён в проекте «Основы гражданского образования» - разработчики Нижегородский гуманитарный центр. В Санкт-Петербурге созданы учебники и учебные пособия Н.И. Элиасберг «Введение в социальную практику», а в Самарской области «Основы жизненного самоопределения». Изданы учебники и учебные пособия А.И. Кравченко «Обществознание», О.В. Кишенковой и А.Н. Иоффе «Основы обществознания», Е.С. Корольковой и Н.Г. Суворовой «Граждановедение».
5. Культурологический подход. Акцент делается на сравнительном анализе культур различных народов мира, изучении опыта становления современной цивилизации, поиске общечеловеческих ценностей и выделении культурных особенностей. Это способствует формированию толерантного отношения к представителям других народов и культур, понимания и уважения культурного разнообразия. Культурологический подход может успешно интегрироваться с другими вариантами реализации гражданского образования и воспитания, в первую очередь это касается правовой и политической культуры. Наиболее ярко этот подход отражён в работах П.С. Гуревича (курс «Введение в философию», «Философский словарь») . -
Спиридонова Татьяна Георгиевна, учитель истории и обществознания, МОУ лицей №10 Среда, 24 августа 2016
В современных условиях преподавания истории и обществознания должны стать воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам человека и его обязанностям. Для того чтобы выпускник был готов к самостоятельной, конкурентоспособной деятельности мы, учителя, прежде всего, должны сформировать на своих уроках представление о политическом устройстве своего государства – Российской Федерации, о том какие институты его представляют, их роль и связь с гражданским обществом. Ученики должны получить и закрепить представления о символах государства, но и должны знать символы своей малой Родины (для нас это герб Волгограда и Волгоградской области). На уроках обществознания, как и на уроках истории, мы должны сформировать представления о народах России, об общей исторической судьбе и о правах и обязанностях гражданина России. Сегодня это требования не только ФГОС, но и меняющихся экономических и социально-политических условий.
В своей работе при изучении обществознания использую учебники 5-9 класс под редакцией Г.А. Бордовского издательства «Вентана – Граф», которые составлены по разделам.
Учебник 5 класса представляет собой целостный пропедевтический курс обществознания, в котором социальная информация расположена в соответствии с протеканием обычного дня из жизни подростка.
Расположение обществоведческого материала в учебниках 6-9 класса – каждый учебник посвящен одному-двум блокам содержания обществоведческого курса.
Учебник 6 класса раскрывает темы, связанные с человеком - его происхождением, сознанием, духовным миром, становлением личности.
Учебник 7 класса охватывает темы, связанные с устройством, организацией, развитием общества (социальной и политической сферы общественной жизни).
Учебник 8 класса посвящен изучению основ правового регулирования в жизни человека и общества, а 9 класса – экономическим аспектам в жизни индивида, общества и государства. У учеников появляется реальная возможность, взрослея осознавать своё место и роль в обществе.
Распределение содержательных блоков курса именно таким образом основано не только на психолого-педагогических возможностях учащихся, но и на особенностях их социального положения.
Выбор линии учебников, которые сегодня являются допущенными, остается за учителем, но мы должны помнить о том, что учебник предназначен в первую очередь ученику и он должен соответствовать современным требованиям образованиям и гражданского воспитания.Ответить Отмена · Этот комментарий понравился членам сайта: Розка Виталий Юрьевич, доцент, ГАУ ДПО "ВГАПО" и Агаркова Неля Владимировна учитель истории и обществознания МКОУ "Приморская ОШ" Калачевский район Волгоградская область.
кто на сайте
Сейчас 27 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Гражданское воспитание и образование -важная составляющая современной педагогики. За 100-летнюю историю понятие гражданского самосознания, гражданственности, гражданского воспитания и образования не утратило своей актуальности. В МОУ СШ №54 накоплен большой опыт патриотической работы, детского самоуправления, музейной педагогики. Орган детского самоуправления "Планета Друзей" имеет три ступени: волгарята, ровесник и старшеклассник. Ежегодно ученики выбирают президента школы, министров по разным социальным направлениям. Есть печатный орган с одноименным названием "Планета Друзей", который неоднократно становился победителем и призером во всероссийских конкурсах на лучшую школьную газету. С 2010 года школа вступила в кадетское движение. Создавая кадетские классы мы рассчитывали уберечь подростков от негативного влияния улицы, вовлечь их в общественную жизнь школы и города. Сейчас мы видим, что это хороший опыт в формировании патриотизма и гражданского самосознания. Наши кадеты- победители и призеры городских и областных мероприятий, таких как "Внуки Сталинграда", "Боевые рубежи", "Зарница", городской кадетский бал и др. Участие в волонтерском движении, в акции "Бессмертный полк", "Георгиевская ленточка", в почетном карауле на Посту №1 изменило мировоззрение и гражданскую позицию современных школьников. В феврале 2016 года школа получила статус региональной инновационной площадки по теме: "Воспитание гражданина- патриота в условиях этнокультурного (казачьего) компонента содержания образования". В августе 2016 года школа стала пилотной площадкой общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников". Дети, взаимодействуя с разными общественными группами и органами власти, пробуют выделять и решать важные для социума проблемы. Это значит, что во взрослую жизнь смело входит поколение социально-активных молодых людей.