Материалы Волгоградской академии последипломного образования
-
Главная
Главная Страница отображения всех блогов сайта
-
Категории
Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
-
Теги
Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
-
Блоггеры
Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
-
Блоги групп
Блоги групп Страница списка лучших командных блогов.
-
Авторизация
Войти Login form
Свобода и ответственность: философско-психологическое понимание и практика осуществления.
- Размер шрифта: Больше Меньше
- Просмотров: 2512
- Комментариев: 1
- Подписаться на обновления
- Печатать
- Поделиться
В современном научном обществознании тема свободы связана чаще всего с темой необходимости. Мы предлагаем внести сюда не менее важный акцент, связанный с ответственностью. Ведь личная идентичность человека связана, прежде всего, с принятием решения и ответственным восприятием его результатов. Психологически свобода человека безгранична, а в социальном отношении «она заканчивается там, где начинается свобода другого человека».
Свобода выбора цели, свобода выбора решения, свобода воплощения замыслов в реальность – можно ли их сформировать в школьном возрасте?
В учебно-методическом блоке «Концепции преподавания обществознания» отмечается необходимость усвоения школьниками знаний «о человеке как единстве природного и социального начал, о его способностях, потребностях, возможностях и интересах, о путях развития и совершенствования» (с. 3), о понимании «соотношения необходимости и свободы в общественном развитии и деятельности людей» (с. 4).
А поскольку именно свобода / ответственность предполагает личностное самосовершенствование человека, то к данному разделу может быть отнесена зафиксированная в программе персональная компетенция – «способность учиться на протяжении всей жизни, готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию» (с. 6).
В чем заключаются возрастные особенности соотношения свободы и ответственности? Ответственность – это понятие личностное, семейное или государственное? Каковые нравственные и социальные различия свободы и ответственности человека?
Нужна ли нам свобода? Или, как писал в свое время Э. Фромм, нужно «бежать» от неё? Вообще, тема свободы для современного человека как представителя человеческой цивилизации актуальна? Если да, то чем? Если нет, то почему?..

Администратор пока еще ничего не указал никакой информации
- Отчет о проведении «Региональной Недели Числа» 2020 г - Сетевое сообщество педагогов предметной области Математика янв 31
- Работа секции «Технологии организации обучения математике в условиях модернизации образования» - Сетевое сообщество педагогов предметной области Математика сен 01
- ВЛАДИМИР ПУТИН ПОЗДРАВИЛ РГО С 175-ЛЕТИЕМ - Сетевое сообщество педагогов предметной области "География" авг 18
кто на сайте
Сейчас 42 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Это сладкое слово - свобода! Понимание данного понятия, на мой взгляд, действительно имеет возрастные особенности. Впервые человек начинает задумываться над этим понятием в подростковом возрасте, когда торжествует максимализм, стремление иметь статус взрослого, который проявляется в копировании якобы "взрослых" поступков - курении, распитии алкогольных напитков, использовании ненормированной лексики и т.д. Однако за внешним копированием "взрослой" жизни нет понимания сущности свободы.
Я думаю, что большинство коллег согласится со мной, что самый сложный период - это 7 и особенно 8 класс. Наверное поэтому одна из первых тем курса обществознания в 7 классе - "Что значит - жить по правилам?". Первый ответ, который я получила - "Ограничивать свою свободу, подчиняться всем." Большинство ребят добавило, что так быть не должно, это их загоняет в рамки, это неправильно. Тогда я попросила их привести пример "неправильных" правил. Предложений было много. Но когда доходило до анализа с ответами на вопрос "Зачем это правило создали" или "почему взрослые настаивают на соблюдении этих правил", ребята приходили к понятию "забота о ближнем" или "вред себе и окружающим". В итоге я дала домашнее задание - назовите "неправильное" правило и докажите свою точку зрения. Жду с нетерпением работ.