Материалы Волгоградской академии последипломного образования
-
Главная
Главная Страница отображения всех блогов сайта
-
Категории
Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
-
Теги
Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
-
Блоггеры
Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
-
Блоги групп
Блоги групп Страница списка лучших командных блогов.
-
Авторизация
Войти Login form
Национальный вопрос: история, международная практика и особенности решения в условиях современной России.
- Размер шрифта: Больше Меньше
- Просмотров: 2503
- Комментариев: 1
- Подписаться на обновления
- Печатать
- Поделиться
Нация, национальность, народность, этнос, племя (даже «раса» – в европейской социологии и философии середины ХХ века) – понятия родственные, но различающиеся в теоретическом отношении. Тем не менее, есть общие признаки, объединяющие ту или иную «исторически сложившуюся совокупность людей» в единую социальную группу, каждый из которых несет в себе собственное мощное содержание. Общие черты и устойчивые особенности культуры. Язык, письменность. Психический склад, менталитет. Самосознание. Историческая память. Осознание своего единства и отличия от других. Осознание своих интересов и целей.
Проблема межнациональных отношений в современной России тесно связана с проблемой нашей национальной идентичности и гражданской идентичности учащихся. Национальные, религиозные, расовые и иные исторические особенности нашей страны не представляют собой противоречий, а являются цементирующей основой жизнеспособности и устойчивости российского общества и государства.
«Концепция преподавания обществознания» предполагает в качестве одной из основ формирование у учащихся «духовной культуры, основанной на нормах морали, принципах толерантности и равенства, уважения к традиционным для России религиям» (с. 3). В России соотношение национальности и религии не выступает жестким условием индивидуально-личностного самоопределения. Скорее, это – долг традициям, исторически устойчивым ориентирам, нормам, императивам и запретам местного сообщества. Концепция говорит об «опыте … решения актуальных задач в области … отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий» (с. 2).
Есть ли опыт межнационального взаимодействия и позитивного разрешения конфликтов в Волгограде и Волгоградской области? Несомненно. Школа – это своего рода «пространство тренировок» межнациональный взаимоотношений в нашей стране и в нашем многонациональном, поликонфессиональном и поликультурном регионе, который не надо «учить толерантности» нашим «европейским партнерам»…
Представители скольких национальностей обучаются в Вашей школе? Зависит ли интеллектуальное, нравственное развитие учащегося от его национальной или религиозной принадлежности? В чем причина конфликтов и каковы пути их разрешения? Можно ли их пресечь в самом начале развития и как? Поделитесь Вашими соображениями!..

Администратор пока еще ничего не указал никакой информации
- Отчет о проведении «Региональной Недели Числа» 2020 г - Сетевое сообщество педагогов предметной области Математика янв 31
- Работа секции «Технологии организации обучения математике в условиях модернизации образования» - Сетевое сообщество педагогов предметной области Математика сен 01
- ВЛАДИМИР ПУТИН ПОЗДРАВИЛ РГО С 175-ЛЕТИЕМ - Сетевое сообщество педагогов предметной области "География" авг 18
кто на сайте
Сейчас 22 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Россия всегда была многонациональным государством.
Действительно, в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666, указывается на то, что главными целями государственной национальной политики Российской Федерации являются: упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России.
Очевидной стала задача воспитания личности, являющейся не только представителем определенного этноса (носителя его культуры), но также личности - гражданина своей страны. Другими словами в условиях полиэтничности и мультикультурности становится необходимым формирование гражданской идентичности личности.
В 1990-х гг. ХХ века общероссийская гражданственность была подавлена взрывом этничностей множества народов, исторически населяющих территорию Российской Федерации, и неодинаковым политическим и экономическим решением этой проблемы в разных регионах страны - от предоставления дифференцированного суверенитета национальным республикам до «чеченской войны». Советский интернационализм распался на десятки вариантов этноцентризма, заставляющего этнического человека воспринимать и оценивать окружающий мир сквозь призму традиций и ценностей только родного народа, не замечая права на своеобразие и самоопределение за другими этносами. Следовательно, успех в укреплении общероссийской гражданственности напрямую связан с выявлением и использованием позитивного потенциала этничностей всех российских народов и прекращением деструктивных настроений на этноментальном уровне.
Гражданственность, как добровольная ментальная установка на служение государству, является отражением условий воспитания, образования, качества жизни, специфики социальных отношений (политических, военных, правовых, нормативных, исторических, культурных, нравственно-моральных, ценностных и других), зависит от взаимодействия человека со средой, обществом, властью, особенностей индивидуального характера и - непременно - этнической принадлежности личности. Показателем присутствия гражданственности в субъективной форме выступают чувство долга, ответственности, законопослушание, активная деятельность, готовность защищать общие интересы и права сообщества.
Представления о подлинной гражданственности и ее содержательных компонентах формируются веками. В разных культурах российских народов сложились собственные смысловые модели гражданственности. Но в критические для страны и государства моменты всеобщие цели цементируют в монолитно-целые частные этногражданские особенности. Так было в Отечественную войну 1812 г., так было в 1941-1945 гг. Выражая индивидуальный и социальный интерес, а также ментальные установки человека, гражданственность предстает как проявление личностного сознания ответственности и долга по отношению к Родине и государству, преломленного через этническую культуру и традиции.
В настоящее время адекватное истолкование феномена гражданственности нуждается в исследовании изменений в этноменталитете российских народов, вызванных глобализацией в сфере информации, экономики, культуры, образования. Поиск механизмов формирования общероссийской гражданственности должен вестись в области коррекции социокультурных качеств личности через СМИ, школу, способных влиять на ментальность этнополитического человека и воспитывать в нем истинного гражданина своей страны.