Материалы Волгоградской академии последипломного образования
-
Главная
Главная Страница отображения всех блогов сайта
-
Категории
Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
-
Теги
Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
-
Блоггеры
Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
-
Блоги групп
Блоги групп Страница списка лучших командных блогов.
-
Авторизация
Войти Login form
Свобода и ответственность: философско-психологическое понимание и практика осуществления.
- Размер шрифта: Больше Меньше
- Просмотров: 1913
- Комментариев: 1
- Подписаться на обновления
- Печатать
- Поделиться
В современном научном обществознании тема свободы связана чаще всего с темой необходимости. Мы предлагаем внести сюда не менее важный акцент, связанный с ответственностью. Ведь личная идентичность человека связана, прежде всего, с принятием решения и ответственным восприятием его результатов. Психологически свобода человека безгранична, а в социальном отношении «она заканчивается там, где начинается свобода другого человека».
Свобода выбора цели, свобода выбора решения, свобода воплощения замыслов в реальность – можно ли их сформировать в школьном возрасте?
В учебно-методическом блоке «Концепции преподавания обществознания» отмечается необходимость усвоения школьниками знаний «о человеке как единстве природного и социального начал, о его способностях, потребностях, возможностях и интересах, о путях развития и совершенствования» (с. 3), о понимании «соотношения необходимости и свободы в общественном развитии и деятельности людей» (с. 4).
А поскольку именно свобода / ответственность предполагает личностное самосовершенствование человека, то к данному разделу может быть отнесена зафиксированная в программе персональная компетенция – «способность учиться на протяжении всей жизни, готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию» (с. 6).
В чем заключаются возрастные особенности соотношения свободы и ответственности? Ответственность – это понятие личностное, семейное или государственное? Каковые нравственные и социальные различия свободы и ответственности человека?
Нужна ли нам свобода? Или, как писал в свое время Э. Фромм, нужно «бежать» от неё? Вообще, тема свободы для современного человека как представителя человеческой цивилизации актуальна? Если да, то чем? Если нет, то почему?..
![](http://ssp.vgapkro.ru/images/easyblog_avatar/468_vapsan.jpg)
Администратор пока еще ничего не указал никакой информации
- Отчет о проведении «Региональной Недели Числа» 2020 г - Сетевое сообщество педагогов предметной области Математика янв 31
- Работа секции «Технологии организации обучения математике в условиях модернизации образования» - Сетевое сообщество педагогов предметной области Математика сен 01
- ВЛАДИМИР ПУТИН ПОЗДРАВИЛ РГО С 175-ЛЕТИЕМ - Сетевое сообщество педагогов предметной области "География" авг 18
кто на сайте
Сейчас 5 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Это сладкое слово - свобода! Понимание данного понятия, на мой взгляд, действительно имеет возрастные особенности. Впервые человек начинает задумываться над этим понятием в подростковом возрасте, когда торжествует максимализм, стремление иметь статус взрослого, который проявляется в копировании якобы "взрослых" поступков - курении, распитии алкогольных напитков, использовании ненормированной лексики и т.д. Однако за внешним копированием "взрослой" жизни нет понимания сущности свободы.
Я думаю, что большинство коллег согласится со мной, что самый сложный период - это 7 и особенно 8 класс. Наверное поэтому одна из первых тем курса обществознания в 7 классе - "Что значит - жить по правилам?". Первый ответ, который я получила - "Ограничивать свою свободу, подчиняться всем." Большинство ребят добавило, что так быть не должно, это их загоняет в рамки, это неправильно. Тогда я попросила их привести пример "неправильных" правил. Предложений было много. Но когда доходило до анализа с ответами на вопрос "Зачем это правило создали" или "почему взрослые настаивают на соблюдении этих правил", ребята приходили к понятию "забота о ближнем" или "вред себе и окружающим". В итоге я дала домашнее задание - назовите "неправильное" правило и докажите свою точку зрения. Жду с нетерпением работ.