• Главная
  • Главная
  • Стажировочная площадка
    • О стажировочной площадке
    • Новости стажировочной площадки
    • Стажировочная Площадка 2014-2015
    • Стажировочная Площадка 2016
      • Информация
      • Документы
      • Новости площадки
      • Материалы
    • Стажировочная площадка 2017-2018
      • Информация
      • Документы
      • События
    • Федеральные документы
    • Региональные документы
    • Документы Академии
    • Мероприятия
    • Базовые организации
      • Школы
      • Детские сады
    • Библиотека
  • Оценка качества образования
    • Национальные Исследования Качества Образования
    • Государственная итоговая аттестация
    • Мероприятие 2.2 ФЦПРО 2016
      • Информация
      • Документы
      • События
    • Мероприятие 2.2 ФЦПРО 2017
      • Информация
      • Документы
      • События
    • Повышение качества образования 2018 г.
      • Информация
      • Документы
      • События
    • Мероприятие 5.1 ФЦПРО 2016
      • Информация
      • Документы
      • События
  • АИС
    • Сетевой город. Образование
    • Электронные услуги в сфере образования
    • Система помощи HelpDesk
  • Сетевые сообщества

×

Search

+7 (8442)606-613 (приемная)

Понедельник - Пятница (09.00 - 17:30)

Инновационные проекты ВГАПО
  • Pусский (RU)
  • Вход
  • Регистрация
  • Контакты
Подписаться на обновления блога Параметры RSS

Материалы Волгоградской академии последипломного образования

  • Главная
    Главная Страница отображения всех блогов сайта
  • Категории
    Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
  • Теги
    Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
  • Блоггеры
    Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
  • Блоги групп
    Блоги групп Страница списка лучших командных блогов.
  • Авторизация
    Войти Login form

Сетевое сообщество педагогов предметной области "Обществознание"

  • Подписаться на эту категорию
  • Параметры RSS
  • Число записей, созданных в этой категории: 15
Администратор

Патриотизм и защита Родины: воинская обязанность или гражданская потребность?

Добавлено : Администратор Дата: Пятница, 29 июля 2016 в разделе: Сетевое сообщество педагогов предметной области "Обществознание"

Проблема патриотизма тесно связана с темой воинской обязанности гражданина России. Где граница между внешним и внутренним в понимании патриотизма и практикой его реализации в жизни человека, общества и государства? Различение между обязательным и добровольным в понимании воинской обязанности – вопрос довольно сложный. На него накладывается множество дополнительных факторов, связанных с личными убеждениями гражданина, физическими возможностями здоровья и социальным положением, ограничивающим возможность выполнения воинского долга.

Тема патриотического воспитания и становления гражданского самосознания защитника Отечества не получила должного, на наш взгляд, освещения в Концепции. Вместе с тем, в «Концепции преподавания обществознания» все-таки обозначено, что приоритеты экономического развития России и задачи повышения конкурентоспособности отечественной экономики «определяют необходимость в формировании у молодого поколения россиян практико-ориентированных навыков с одновременным развитие патриотического и социально-ответственного отношения к своей Родине» (с. 5).

Здесь нам видится важной понимание патриотизма как философии служения, полезности, постановки государственных проблем выше личных. Эта сложная задача в школьной практике связана как с физической, так и с моральной подготовкой старшеклассников к армейской жизни.

Хотят ли молодые люди призывного возраста сегодня служить в армии? Остается ли актуальным лозунг прошлых лет «Армия – школа жизни»? Защита Отечества и воинский Долг – равнозначные понятия или противоположные?

Какие мероприятия в школе могут способствовать развитию гражданских чувств и стремления к исполнению воинского долга? Предложите разработки таких внеурочных мероприятий или расскажите об опыте их реализации в стенах Вашей школы. Эта информация может быть полезной для Ваших коллег.

Редактировалось Дата: Среда, 07 сентября 2016
Комментариев: 6 Продолжить чтение
Просмотров: 3638
2
Администратор

Право как основа российского государства: проблемы и решения.

Добавлено : Администратор Дата: Пятница, 29 июля 2016 в разделе: Сетевое сообщество педагогов предметной области "Обществознание"

Право – это система норм и правил поведения, общеобязательная для исполнения, обеспеченная обществом и государством, направленная на регулирование различных сторон общественных отношений. Это – не классическое определение права, а лишь один из вариантов толкования, в котором видны основные его составляющие. Право – для всех. Право – обязательно для исполнения. Нарушение правовых нормы ведет к санкциям юридического характера, а не только этического или социального – как это обстоит с обычаями или моралью, с религиозными императивами или корпоративными нормами. Можно ли эти отличия зафиксировать в сознании школьников или здесь необходим практический опыт их освоения.

«Концепция преподавания обществознания» говорит о формировании на уровне функциональной грамотности представлений о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина» и о том, что предмет Обществознание направлен на формирование опыта применения полученных знаний для решения актуальных задач в области …правоотношений» (с. 2). Поскольку одной из целей предмета является воспитание приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации» (с. 3), учебно-методический блок Концепции предполагает «знание о современном социальном и  политическом устройстве Российской Федерации, включая Конституцию Российской Федерации и другие основные законы, базовые положения правовой и экономической системы страны» (с. 4).

Это важно, если учитывать низкий уровень сформированности правовой культуры российских граждан (с. 7), однако вопросы правового плана еще более многообразны и разноплановы. Они звучат как в научной среде, так и в повседневной жизни, и требуют ответов. Например, что такое «правовой нигилизм» и каковы особенности его существования? Можно ли найти примеры правового нигилизма в истории нашего Отечества и в современных российских школах? В обществе? В семье?

А как Вы относитесь к двойным стандартам в обращении с правовыми нормами различных представителей нашего общества, в том числе государственной власти? Если Вы встречались с ними, то расскажите о них (и о том, как можно их избежать)…

Редактировалось Дата: Среда, 07 сентября 2016
Комментариев: 5 Продолжить чтение
Просмотров: 2480
2
Бутенко Сергей Викторович, преподаватель истории, ГБПОУ "Волгоградский техникум водного транспорта имени адмирала флота Н.Д. Сергеева"

Россия и мир: международное взаимодействие и национальная идентичность.

Добавлено : Бутенко Сергей Викторович, преподаватель истории, ГБПОУ "Волгоградский техникум водного транспорта имени адмирала флота Н.Д. Сергеева" Дата: Пятница, 29 июля 2016 в разделе: Сетевое сообщество педагогов предметной области "Обществознание"

"В современном мире сосуществуют две конкурирующие, но в то же время взаимообусловленные тенденции: обострение национального самосознания и размывание ценностей отдельных культур... В условиях глобализации, повлекшей за собой кризис этнокультурной идентичности, следует соблюдать баланс между диалогом культур, развитием межкультурного взаимодействия, а также сохранением самобытности национальных культур. Возможно, для этого необходима выработка новых ценностных ориентиров, позволяющих принимать и понимать другую культуру, не утрачивая связи с собственной". Ю. Ю. Мазур. ИДЕНТИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И РЕГИОНАЛИЗАЦИИ // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 6. С. 43 — 49.

"Мир из локального превратился в глобальный, когда проблемы и достижения в тех или иных областях выходят на общечеловеческий уровень. Сегодня все больше наблюдается активизация этнического, религиозного и культурного самоопределения, что вызвано процессом, обратным глобализации, то есть регионализацией. Во многом это связано с разрушением европоцентристской модели культуры и усилением роли незападных культур. В социуме нарастает культурная неопределенность, что в условиях взаимозависимости народов и стран приводит к поиску оснований культурной специфичности и к стремлению ее сохранения". Ю. Ю. Мазур. ИДЕНТИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И РЕГИОНАЛИЗАЦИИ // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 6. С. 43 — 49.

"В настоящее время национальная идентичность уже не рассматривается как основанная сугубо на прошлом опыте страны и ее народа. Важные инструменты формирования национального самосознания — это религия, язык, символьные ритуалы и памятные места, праздничные дни, художественная культура и СМИ. Сегодня влияние спорта и телевизионных передач не менее значительно, чем школьной истории, которую часто подвергают жесткой критике те же самые популяризаторы, «питающиеся» не только от профессионального знания, но и от собственного воображения". Уральский исторический вестник. 2011. № 2 (31). С. 4–16. Валерий Тишков Историческая культура и идентичность

"Отечественная история — существенный компонент национальной идентичности. Считается, что общество, которое не интересуется своим прошлым и не озабочено его содержанием, рискует потерять свою идентичность". Уральский исторический вестник. 2011. № 2 (31). С. 4–16. Валерий Тишков Историческая культура и идентичность

"Сейчас в той же самой Америке и в других странах распространено мнение, что воспитание гражданской идентичности в значительной мере берет на себя так называемое образование наследием (heritage education), которое осуществляется через многочисленные музейные экспозиции, памятные места и экскурсии, а также через общественную среду в целом, включая семейное воспитание". Уральский исторический вестник. 2011. № 2 (31). С. 4–16. Валерий Тишков Историческая культура и идентичность

Проблема идентичности имеет множество измерений. Актуализирована эта тема в свете новых образовательных стандартов, а потому достаточно широко дискутируется в современном социально-гуманитарном знании – в философии и политологии, в педагогике и психологии и др., и в практической образовательной области – на научно-практических конференциях, методических семинарах, совещаниях и педагогических советах.

В «Концепции преподавания обществознания», как и во множестве других документов в сфере образования, достаточно четко отмечается основная линия воспитания национально-государственного самосознания российских школьников: «Обществознание является стержнем, вокруг которого формируется понимание российской идентичности, гражданского, культурного, образовательного пространства страны» (с. 2). «Основной целью учебного предмета «Обществознание» является воспитание общероссийской идентичности» (с. 3).

Учебно-методический блок Концепции предполагает «знания о чертах и особенностях формирования российской идентичности, о его месте и роли в общецивилизационном процессе, в мировой истории, в культурном развитии человечества, о возможных перспективах будущего» (с. 4). И здесь очень точно отмечены векторы идентичности гражданина, которая связана: 1) с исторической ретроспективой, 2) пониманием современного состояния дели и 3) обращенностью в будущее. Выпадение из системы любого из этих векторов может привести к полному разладу в идентификационных процессах – как на индивидуально-личностном, так и на социально-групповом уровнях.

Также в «Концепции преподавания обществознания» выделяются в числе наиболее значимых компетенции, «связанные с жизнью в поликультурном обществе, позволяющие не допускать проявления расизма и ксенофобии, радикализма и экстремизма; формирование уважения к другим культурам и традициям» (с. 5). Помимо национально-этнического оттенка здесь выпукло проявляется идентификационный аспект. Впрочем, об этом можно дискутировать.

Проблема «совершенствования духовно-нравственного мира … в соответствии с общероссийскими нравственными традициями и социальными ценностями» (с. 6) также представляется немаловажной в контексте осмысления темы национальной идентичности и соотнесения ее с идентификационными процессами мирового масштаба. Впрочем, Вы, наверное, согласитесь с тем, что «общероссийские традиции и ценности» могут не в полной мере совпадать с «региональными традициями и ценностями», а также с «семейными традициями и ценностями» и ценностями индивидуально-личностного плана. Масштаб этих уровней социальной организации слишком разный.

Что же такое идентичность (в чем ее отличие от идентификации)? Каковы механизмы осуществления идентичности в современном российском обществе в целом и в образовании, в частности? Патриотическое или экологическое воспитание можно ли рассматривать как элемент (или этап?) идентификационного становления?

Каковы философские основания российской гражданской идентичности и в чем ее национально-государственный смысл? Может ли региональная история (краеведческий компонент) рассматриваться как необходимый элемент идентичности гражданина России? Каковы механизмы ее осуществления в условиях современной школы?

Какова роль школьных музеев, музейной педагогики и экскурсионной работы в деле становления идентичности? Учебно-исследовательские и проектные работы учащихся краеведческой направленности – в чем значение итогового продукта для их гражданской идентичности? Предложите Ваше теоретическое видение феномена идентичности. Поделитесь опытом поисковой, исследовательской и проектной работы обучающихся в Вашем образовательном учреждении! 

Редактировалось Дата: Среда, 07 сентября 2016
Комментариев: 6 Продолжить чтение
Просмотров: 2631
3
Розка Виталий Юрьевич, доцент, ГАУ ДПО "ВГАПО"

Гражданское общество в России: символ и историческая судьба.

Добавлено : Розка Виталий Юрьевич, доцент, ГАУ ДПО "ВГАПО" Дата: Пятница, 29 июля 2016 в разделе: Сетевое сообщество педагогов предметной области "Обществознание"

Гражданское воспитание учащихся является объективной необходимостью современной российской действительности и становится важнейшей составной частью целостного учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений различного типа и вида, призванных готовить своих выпускников к самостоятельной, конкурентоспособной деятельности в стремительно меняющихся экономических и социально-политических условиях.

Редактировалось Дата: Среда, 07 сентября 2016
Комментариев: 4 Продолжить чтение
Просмотров: 3035
5
Администратор

Свобода и ответственность: философско-психологическое понимание и практика осуществления.

Добавлено : Администратор Дата: Пятница, 29 июля 2016 в разделе: Сетевое сообщество педагогов предметной области "Обществознание"

В современном научном обществознании тема свободы связана чаще всего с темой необходимости. Мы предлагаем внести сюда не менее важный акцент, связанный с ответственностью. Ведь личная идентичность человека связана, прежде всего, с принятием решения и ответственным восприятием его результатов. Психологически свобода человека безгранична, а в социальном отношении «она заканчивается там, где начинается свобода другого человека».

Свобода выбора цели, свобода выбора решения, свобода воплощения замыслов в реальность – можно ли их сформировать в школьном возрасте?

В учебно-методическом блоке «Концепции преподавания обществознания» отмечается необходимость усвоения школьниками знаний «о человеке как единстве природного и социального начал, о его способностях, потребностях, возможностях и интересах, о путях развития и совершенствования» (с. 3), о понимании «соотношения необходимости и свободы в общественном развитии и деятельности людей» (с. 4).

А поскольку именно свобода / ответственность предполагает личностное самосовершенствование человека, то к данному разделу может быть отнесена зафиксированная в программе персональная компетенция – «способность учиться на протяжении всей жизни, готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию» (с. 6).

В чем заключаются возрастные особенности соотношения свободы и ответственности? Ответственность – это понятие личностное, семейное или государственное? Каковые нравственные и социальные различия свободы и ответственности человека?

Нужна ли нам свобода? Или, как писал в свое время Э. Фромм, нужно «бежать» от неё? Вообще, тема свободы для современного человека как представителя человеческой цивилизации актуальна? Если да, то чем? Если нет, то почему?..

Редактировалось Дата: Среда, 07 сентября 2016
Комментариев: 1 Продолжить чтение
Просмотров: 2554
2
  • Страница :
  • Предыдущая
  • 1
  • 2
  • 3
  • Следующая

кто на сайте

Сейчас 27 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© 2025 Инновационные проекты ВГАПО

  • Контакты

Member Login

  • Забыли логин?
  • Забыли пароль?
Go Top