Материалы Волгоградской академии последипломного образования
-
Главная
Главная Страница отображения всех блогов сайта
-
Категории
Категории Страница отображения списка категорий системы блогов сайта.
-
Теги
Теги Отображает список тегов, которые были использованы в блоге
-
Блоггеры
Блоггеры Список лучших блоггеров сайта.
-
Блоги групп
Блоги групп Страница списка лучших командных блогов.
-
Авторизация
Войти Login form
Наука и особенности научного мышления.
- Размер шрифта: Больше Меньше
- Просмотров: 2745
- Комментариев: 2
- Подписаться на обновления
- Печатать
- Поделиться
Наука – неотъемлемая часть жизни современного человека. Она связана с практическим опытом освоения мира и постижением истины, открытием объективных, независимых от сознания индивида, законов человеческого существования. Наука отражает актуализированные потребности и прямые запросы общества и дает ему обобщенные ответы и характеристики тенденций социального развития. Каковы особенности и отличия гуманитарных, точных и естественных наук? Можно ли учителю отследить склонности учащихся в том или ином направлении научного познания? Какие методы научного познания наиболее часто используются педагогами и учеными исследователями из области педагогической науки – наблюдение, эксперимент, анализ синтез, аналогия, абстракция, логический или сравнительно-исторический методы?.. Ведь каждый из учителей вполне уверенно владеет многими из них.
В «Концепции преподавания обществознания» говорится о формировании обучающихся интереса к науке (с. 3) и формировании целостной картины общества «на основе современных научных знаний и методик» (с. 3). А поскольку наука тесно связана с информацией, видится важным и вопрос о масштабности понимании темпов социокультурных изменений «в условиях лавинообразного нарастания информации и ее стремительного устаревания» (с. 4). Курс «Обществознание» предполагает «формирование общей картины мира, адекватной уровню развития современного знания» (с. 6); понятно, что здесь речь идет все-таки не о философском или религиозном постижении мира, но, в первую очередь, о научном его измерении и понимании.
Также важно в курсе современного научного обществознания сформировать у учащихся «представления о некоторых направлениях в развитии общественной мысли прошлого и современности, о различии в методологических подходах и оценках общественных явлений» (с. 4), поскольку именно ценностное измерение социально-исторических событий задает векторы национально-государственной, гражданской идентичности человека. Научные основы идентичности, осознанное соотнесение человека с окружающим его социальным миром выступают как немалозначимые.
Как формируются особенности научного мышления учащихся в школе? И какова в этой связи роль школьных олимпиад, конкурсов и учебно-исследовательских конференций в деле развития научного мышления молодого человека?
Проектные технологии – начало научного учащихся… Поделитесь опытом их реализации в Вашей школе – на уроках и во внеурочной деятельности (Можете присылать даже сами разработки – для размещения их на страницах нашего сетевого сообщества).

Администратор пока еще ничего не указал никакой информации
- Отчет о проведении «Региональной Недели Числа» 2020 г - Сетевое сообщество педагогов предметной области Математика янв 31
- Работа секции «Технологии организации обучения математике в условиях модернизации образования» - Сетевое сообщество педагогов предметной области Математика сен 01
- ВЛАДИМИР ПУТИН ПОЗДРАВИЛ РГО С 175-ЛЕТИЕМ - Сетевое сообщество педагогов предметной области "География" авг 18
Комментарии
-
Глаголева Надежда Анатольевна, учитель истории и обществознания Среда, 14 сентября 2016
В нашей школе ежегодно проходит неделя науки, в рамках которой проводятся викторины, конференции, мастер- классы. Предлагаю вопросы для викторины о науках и ученых. возможно кому-либо пригодятся во внеклассной работе по обществознанию.
Викторина о науках
1. Знаменитый французский бактериолог Луи Пастер занимался в лаборатории исследованиями бактерии оспы. Вдруг к нему заявился незнакомый человек и объявил, что является секундантом господина, который намерен вызвать ученого на дуэль за якобы нанесенное оскорбление. Мсье Пастер выслушал его и сказал: «Согласно кодексу дуэли, я имею право выбрать оружие». Какое же он выбрал оружие? (Он предложил две колбы. В одной из них были бактерии оспы, в другой — чистая вода. Противнику предлагалось наугад выпить содержимое любой колбы. Пастер должен был выпить из второй. Дуэль не состоялась)
2. В 1870 году Николай Николаевич Миклухо-Маклай совершил свое первое путешествие на большой тихоокеанский остров. Аборигены встретили его не очень дружелюбно — ученый оказался под прицелами луков. Что же сделал путешественник такого, после чего папуасы приняли его за божество — «человека с Луны»? (Николай Николаевич продемонстрировал туземцам «горящую воду» — поджег бочку со спиртом. Перепуганные воины упали на колени и принялись уговаривать путешественника «не поджигать море»)
3. Знаете ли вы формулу успеха Альберта Эйнштейна? Великий ученый и шутник считал, что она выглядит так: А = = X + У + Z, где А — успех; X — работа; У — игра. А что же обозначалось буквой Z? (Z — умение держать язык за зубами)
4. Какое женское имя появилось в России только после выхода пьесы Александра Николаевича Островского?
(Лариса. Героиня пьесы «Бесприданница»)
5. Из истории науки и техники известны отдельные идеи, которые, появившись в далекие времена, по сей день остаются актуальными, так как не решены до сих пор. Почти в каждой отрасли науки есть такие идеи — например, в механике этой вечный двигатель, в области огнестрельного оружия — оружие без использования взрывных зарядов, и прочее. Какая идея так и осталась нерешенной в области медицины? (Это идея создания эликсира молодости)
6.Собаки потеют языком, слоны — ушами. А чем потеют кошки? (Организм кошки абсолютно лишен потовых желез, за исключением кожистых концов лапок)
7.Юный техник Сережа Волков, играя, построил башенку из деревянных катушек для ниток, а чтобы она не распалась, продел внутрь веревочку и туго натянул ее. Мальчику выдали авторское свидетельство за изобретение этой конструкции. Назовите самое знаменитое сооружение, построенное по предложенному Сережей принципу. (Останкинская телебашня в Москве)
8. Еще Гиппократ в своей книге «Гигиена» писал, что человек рождается здоровым и может прожить 120—150 лет, если будет питаться, как птичка; все болезни приходят к нему через рот с продуктами. Как же питается птичка? Назовите два правила. (Не переедает и не ест все сразу. Птичка сначала червячка съест, потом зерна поклюет)
9. Наклонных сооружений, таких, например, как Пизанская башня в Италии, в мире достаточно много. Есть такое и в России. Назовите его. (Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве накренился на полтора метра, но стоит достаточно крепко и надежно)
10. Где в обыкновенном доме или квартире температура выше, чем при плавке в доменной печи? (В лампочке. Температура спирали лампочки накаливания — до 2 500 градусов по Цельсию)
11. Каких измерительных приборов в мире выпускается больше всего? (Часы)
12. Какой знак предложил использовать для обозначения десятичных дробей французский математик шестнадцатого века Франсуа Вийет? (Запятую)
13. В 1912 году немецкий археолог Л. Борхарт обнаружил мастерскую придворного скульптора фараона Аменхотепа IV (Эхнатона). В ней он нашел изваяние супруги фараона. Увидев его, Борхарт записал в своем дневнике: «Описывать бесполезно — смотреть!» Как звали супругу фараона, поразившую археолога своей красотой? (Нефертити — с древнеегипетского «Красавица грядет»)
14.Когда в конце девятнадцатого века мир облетело известие о его появлении, главный инженер Британских Почт сэр Вильям Прис заметил: «Американцам он, может быть, и нужен, но мы, к счастью, не нуждаемся в нем, поскольку у нас хватает посыльных». О чем шла речь? (О телефоне)
кто на сайте
Сейчас 20 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
В 2015 году Неделя науки была посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и вкладу ученых в дело победы. Предлагаю небольшую подборку высказываний на эту тему.
«Современная война - это не только война танков, самолетов, живой силы, это, помимо всего прочего, еще война научных лабораторий.»
Академик И.В. Курчатов
«Я не вижу моего врага - немца-конструктора, который сидит над своими чертежами ... в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним ... Я знаю, что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт ... чтобы в день, когда два новых самолета - наш и вражеский - столкнутся в военном небе, наш оказался победителем»
авиаконструктор С.А.Лавочкин
«Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели:
Этот день мы приближали, как могли.»
Поэт В. Харитонов
«Говорит пехота: Чистая работа!
«Где ударит «Катя», фрицу не пролезть.
Воевать охота, - говорит пехота,
- Раз у нас такая пушка есть!
Влево и направо, бьет врагов на славу.
Впереди - горячий бой.
Огненную лаву на врагов ораву
Сыплет «Катя» щедрою рукой».
Стихи написаны военврачом С.Семиным на фронте в июле 1942 г.
«В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству».
Из обращения Академии наук СССР к ученым всех стран
с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры
от фашизма от 28 июня 1941 г.